Зарайск, все о достопримечательностях города
Село Сенницы расположено на левом берегу одноименной речушки, превратившейся ныне в сущий ручеек. Названа Сенничка (или Синичка, отсюда и по-разному произносимое название села, Сенницы-Синицы) так потому, что когда-то ей хватало сил заливать прибрежные луга, питать их водами и способствовать, таким образом, богатым урожаям сена.
При археологических раскопках в этих местах была найдена гончарная керамика, датируемая XII – XIV веками. Значит, уже тогда поселение существовало. Было оно значительно больше, чем сейчас, и включало в себя три слободы. Последняя из них, Кудрино, тянулась аж до берега Осетра. Однажды кудринские крестьяне стали свидетелями необычного зрелища – по реке плыли нарядные струги. То Иван Грозный с сыном Иваном двигались в Зарайск поклониться чудотворной иконе Николы Заразского. Предание гласит, что, возвращаясь обратно, царь узнал об изгнании крымских татар из Серпухова. Иоанн распорядился сделать остановку, разобрать один из стругов и выстроить церковь в ознаменование победы. Позже вокруг церкви возник и погост, называвшийся Спас-Дощатый. Сейчас на месте кудринской слободы раскинулся лес, именуемый «Сечи».
Интересна сельская церковь, храм Вознесения Господня, построенный в нынешнем его виде еще сподвижником Петра I князем Матвеем Петровичем Гагариным (скорее всего, в другом виде храм существовал и ранее – ведь в Платежных книгах 1595 года Сенницы уже числятся селом). Сохранилась даже одна из надгробных плит князей Гагариных – в стене нижней церкви. После революции 1917 года церковь была варварски разграблена, а последний священник - расстрелян в 1937 году. В храме, как это было заведено в те времена, устроили склад. Вновь действовать храм Вознесения начал лишь несколько лет тому назад…
Но самый большой интерес у забредающих в Сенницы туристов и отдыхающих вызывает бывшее графское имение, ныне разрушенное и разоренное, но прочно окутанное флером тайн и историй. Это почище «Бронзовой птицы»! Кстати, и сокровища там пытались искать, да все напрасно.
Как причудливо тасуется колода…
В конце XVI – середине XVIII веков Сенницы принадлежали князьям Гагариным. Род этот в истории небезызвестен и ведет свое начало аж со Всеволода Большое Гнездо (его младший сын и стал родоначальником Гагариных). Из всех князей наиболее колоритной фигурой был Матвей Петрович Гагарин, как уже упоминалось, сподвижник Петра Великого. Он не только построил каменную церковь вместо деревянной, но и обзавелся в Сенницах очень неплохим домом со слюдяными окнами и одной из комнат, обитой кожей и содержащей дубовую мебель (роскошь по тем временам). И это было только одно из многочисленных имений. Дело в том, что у Гагарина во власти была целая Сибирь, золотое дно, из которого князь успешно тянул денежки, – подобно нынешним олигархам. Только вот в отличие от современного правительства, Петр, когда узнал о злоупотреблениях, жестоко покарал Матвея Петровича. Он был повешен в Санкт-Петербурге, на площади перед Сенатом, в назидание другим лихоимцам. Похоронен князь был в фамильной усыпальнице в сенницкой церкви. Имение унаследовал сын казненного Алексей Матвеевич. Через него село и усадьба попадают к не менее известным в истории государства Российского аристократам – князьям Голицыным.
Дело в том, что, согласно «Запискам императрицы Екатерины Второй», ее тогдашний камергер, позже - фельдмаршал, Александр Михайлович Голицын, влюбился во фрейлину императрицы Анастасию Гагарину. Но пока он просил руки девицы у государыни, молоденькая и хорошенькая Анастасия Алексеевна слегла с горячкой и, когда разрешение было уже получено, безвременно умерла. Князь позже утешился, женившись на ее сестре, красавице Дарье. Супруги Голицыны были в числе приближенных к Екатерине II, вели светский образ жизни и постоянно устраивали балы, впрочем, все больше в Санкт-Петербурге. А в Сенницах Александр Михайлович выстроил новый дом (кстати, на том же самом месте воздвигнет потом свои хоромы последний владелец имения граф Келлер).
Голицыны были бездетны, и усадьба с селом после кончины Александра Михайловича и Дарьи Алексеевны перешли к старшей сестре княгини, Анне, а от той – к дочери Софье Матюшкиной, ставшей позже графиней Виельгорской. Затем имение досталось сыну Софьи Дмитриевны, Михаилу.
Граф Михаил Юрьевич Виельгорский был дружен со многими великими и известными русскими писателями и поэтами, в том числе с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Тургеневым. Был знаком с Шопеном, Листом, Шуманом… Сам был прекрасным музыкантом, композитором и литератором, имел блестящий ум и образование. При Павле I получил звание гофмаршала. Меценатствовал, помог Гоголю издать «Мертвые души», поставить на сцене «Ревизор»… Однажды Карл Брюллов взялся написать портрет поэта Жуковского, а затем граф Виельгорский и сам Жуковский продали его за 500 рублей августейшему семейству. На деньги, добытые таким хитроумным способом, был выкуплен Тарас Шевченко, бывший крепостной обрел волю... Как писал Пушкин, именно граф Виельгорский подал ему идею для будущего «Медного всадника», некоторых стихотворений. Михаил Юрьевич был и у смертного одра гениального поэта… Несмотря на все замечательные качества, таланты и деяния, Виельгорский остался незамеченным в русской истории (его имя упоминается лишь в записках знаменитых друзей), незамеченным в лучах славы Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других. Кстати, с Гоголем Михаил Юрьевич чуть было не породнился: тот был увлечен его дочерью Анной или, как ее называли домашние, Анолиной, Нози. Но в браке писателю было отказано, и Анна чуть позже стала княгиней Шаховской и рано умерла, оставив дочь Марию. Эта самая дочь и стала последней владелицей Сенниц, графиней Келлер…
Но не будем забегать вперед, стоит упомянуть еще один эпизод из жизни Михаила Виельгорского. После смерти своей жены Луизы Карловны (кстати, внучки регента Бирона) и сына Михаила (еще один сын, Иосиф, умер раньше), граф приехал в Сенницы. Было это в 1856 году. Там он музицировал для соседей, бродил по роскошному парку и вспоминал, быть может, дни ушедшие, когда жива была умница Луиза Карловна, по имению бегали его дети, а сельские девушки в ярких сарафанах рвали липовый цвет… Сейчас те липы целы и составляют замечательную аллею. Вот только рвать цвет с них уже нельзя – слишком высоки… По прибытии из Сенниц в Москву граф Виельгорский скончался.
Адрес музея-усадьбы Достоевских «Даровое»: Московская область, Зарайский район, д. Даровое, д.1
1. Проезд общественным транспортом (Москва – Даровое):
автобусом № 330 «Москва – Зарайск» от автовокзала «Выхино». Далее автобусом № 62 «Зарайск – Журавна» до остановки «Моногарово». Далее 500 м пешком до усадьбы.
Альтернативный вариант во избежание московских пробок: электропоездом «Москва – Голутвин» или экспрессом «Москва – Рязань» до станции «Голутвин». Далее от автовокзала «Голутвин» автобусом № 31 «Коломна – Зарайск».
2. На личном автотранспорте:
по Новорязанскому шоссе до Луховиц. На светофоре у памятника «Огурцу-кормильцу» поворот направо на ул. Пушкина (из Рязани поворот налево). Далее до Зарайска. На первом светофоре поворот направо в сторону Кремля, далее всё время по главной дороге. Сразу за мостом через реку Осётр поворот налево по указателю «Серебряные пруды».
Альтернативный вариант в объезд Зарайска: у поста ДПС на въезде в город поворот направо по указателю «Мендюкино». Всё время по главной дороге. На выезде из Мендюкино поворот налево в сторону Зарайска, не доезжая до Осетра поворот направо по указателю «Серебряные Пруды». Далее прямо около 10 км, затем направо по указателю «Моногарово – Комово – Журавна». Через 1 км поворот налево по указателю «Усадьба Достоевских Даровое».
Расписание автобусов из других городов:
№ 24 Луховицы – Зарайск№ 35 Серебряные Пруды – Зарайск (до остановки «Даровое» или «Поворот Моногарово»)№ 43 Озёры – Зарайск№ 130 Рязань – Зарайск
В Зарайске сувениры можно купить:
- Здание автовокзала
- ТЦ Копейка
- городской рынок
- магазин "Все для рукоделия"
- Святой источник "Белый колодец"
В величественных образах крепостных сооружений, созданных в период становления и укрепления Русского централизованного государства, так же, как в облике столпа Ивана Великого или в облике храма Василия Блаженного, получила яркое воплощение идея борьбы русского народа за национальную независимость и за государственное единство страны. Поэтому поражающие нас монументальностью форм, строгой пропорциональностью объемов и выразительностью художественного образа оборонительные сооружения древней Руси входят в историю зодчества наряду с различными культовыми и гражданскими постройками. При этом многие из них по своим художественным, архитектурным и конструктивным качествам вполне сравнимы с лучшими образцами русской архитектуры.
Развитие русского крепостного зодчества было связано с развитием строительной и военной техники. Не было обособлено русское крепостное зодчество и от других видов архитектуры. В деревянных гражданских, культовых и военных постройках, созданных одними и теми же плотничьими артелями, всегда существовала естественная и закономерная общность композиционно-художественных и архитектурно-конструктивных приемов. Подобная общность была присуща и каменной архитектуре. Воздвигавшиеся теми же зодчими и архитекторами, теми же строительными бригадами, которые сооружали на Руси культовые и гражданские постройки, каменные военно-оборонительные сооружения оказывали влияние на архитектуру других каменных построек, многие из которых получали элементы, присущие оборонительным сооружениям. Наконец, общность существовала между деревянным и каменным зодчеством. Эта общность предрешила природу башнеобразной композиции храма, который явился «производной от крепостных башен, а также высоких повалуш и златоверхих теремов деревянных хором», и предопределила происхождение шатровых храмовых завершений, возникших на основе шатровых покрытий крепостных башен.
После внутренних княжеских усобиц 1425-1453 гг. общая обстановка на Руси резко меняется. Во второй половине XV в. происходит быстрое экономическое развитие русских земель. Расширение ремесла и общественное разделение труда вызывают интенсивное общение между отдельными областями. Усиливаются связи Московского княжества с соседними странами. Вместе с этим происходит усиленный рост русских городов. Все это способствует быстрому политическому сплочению страны. Наступает период решительной ликвидации княжеских уделов, укрепляется новый политический строй и формируется сильная централизованная власть.
Параллельно устанавливается и национальная независимость; «покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига». В 1480 г., ровно через сто лет после знаменитой Куликовской битвы, уничтожаются последние остатки зависимости от татарского хана. Московское княжество превращается в крупное национальное государство.
В основном же объединительный процесс заканчивается на Руси в начале XVI в., когда Новгородская боярская республика и великое княжество Тверское, являвшиеся последними крупными образованиями эпохи феодальной раздробленности, были уже в составе основной государственной территории, а Псков и великое княжество Рязанское - приведены в полное повиновение Ивану III. В образовании Русского централизованного государства не малую роль сыграла и политическая обстановка того времени; не прекращавшиеся войны на огромном протяжении восточных, южных и западных границ также требовали создания на Руси крупного централизованного государства, способного противостоять нашествиям со стороны Польши и Литвы на западе, Ливонского ордена на северо-западе, Казанского ханства на востоке и Большой орды и Крыма на юге.
Крупнейшие явления в общественном развитии Руси, приведшие к образованию единого централизованного государства, создали условия для широкой строительной деятельности и в Москве, и за ее пределами, а возросшее материальное состояние страны дало возможность широко применять в строительстве такие виды материалов, как камень и кирпич. В связи с этим по всей русской земле создается много новых архитектурных сооружений. Эти сооружения прославляют русскую землю, отражают идеи национального единства, символизируют мощь государства и отвечают патриотическому чувству народа.
В обстановке всеобщего патриотического подъема на Руси во второй половине XV в. и в начале XVI в. строились не только гражданские и культовые здания. Необходимость сдерживать натиск внешних врагов почти со всех сторон резко расширила фронт военных действий.
В конце XV в. оборонительное строительство началось не только в столице. В то время в системе татарских государств, образовавшихся после распада Золотой Орды, главным противником Москвы стало Казанское ханство, возникшее на Среднем Поволжье в первой половине XV в. Поэтому опасность нападения на Москву появилась и с востока.
Закрывая путь крымцам на Москву, Василий III в 1507 г. закладывает в Туле каменный кремль. В 1525 г. по распоряжению правительства развертываются большие работы по укреплению пограничной Коломны. Проводившаяся на базе старых деревянных укреплений, она длилась шесть лет и в 1531 г. была полностью закончена.
Вместе с Коломной был укреплен и Зарайск, ставший ее передовым форпостом. В 1528 г. «заложи князь великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу чудотворца Заражского». Автор коломенского эпизода повести о Николе Заразском рассказывает, что Василий III, удивленный чудодейственным перемещением иконы Николы Заразского из Коломны на свое прежнее место в Зарайск, пообещал выстроить для этой иконы «церковь и ограду камену», что и было осуществлено им вскоре. В результате этого на высоком берегу реки Осетр был выстроен каменный кремль, значительно меньше Коломенского, но также отвечавший требованиям военно-инженерного искусства первой половины XVI в. Его постройка обусловливалась, конечно, не религиозными побуждениями Василия III, а необходимостью укрепления русских земель.
Историко-архитектурный, художественный и археологический музей "Зарайский кремль"
В собрание музея входят коллекции живописи, скульптуры, графики, прикладного и декоративного искусства России, Западной Европы, Японии и Китая. Русская живопись XVIII - нач. ХХ вв. представлена работами И.Репина, Л.Бакста. Живопись и графика советского периода представлены работами Ф.Д.Константинова, М.Абакумова. Среди произведений западноевропейской живописи имена художников А.Молинари, И.Барду. Декоративное и прикладное искусство включает образцы русской и западноевропейской мебели XVII - нач. ХХ вв., образцы русского и западноевропейского, китайского и японского фарфора, стекла и бронзы. В коллекцию тканей включены образцы народной вышивки, кружева, ткачества, предметов крестьянской одежды Рязанской губернии, городского костюма к. XIX - нач. ХХ вв.
Адрес: 140600, Московская область, г. Зарайск, пл. Революции, 2
Музей "Усадьба Ф.М.Достоевского в д. Даровое"
Музей находится в селении Даровое, которое было приобретено отцом Ф.М.Достоевского для летнего отдыха семьи. Даровое - живописный уголок Подмосковья. Рядом с музеем небольшой лесной массив, который в память о писателе до наших дней называют "Фединой рощей". Экспозиция расположена в деревянном флигеле, принадлежавшем когда-то Достоевским. В экспозицию вошли копии писем и фотографий. Рядом с музеем - памятник Ф.М.Достоевскому работы Ю.Ф.Иванова.
Адрес: 140600, Московская область, Зарайский р-он, д. Даровое
Дом-музей скульптора А.С.Голубкиной
Дом-музей А.С.Голубкиной был открыт в 1974 г. Музейная экспозиция расположена в доме, который принадлежал семье Голубкиных, где выдающийся скульптор родилась, долгие годы жила и работала, а в 1927 г. умерла. Экспозиция включает в себя личные вещи, копии фотографий и документов, повествующих о жизненном и творческом пути скульптора. Музейное собрание составляют подлинные фотографии, письма, работы Голубкиной, наиболее значительные из них - ваза "Туман" и "Портрет императора Александра II". Представление о творческой деятельности Голубкиной дают копии работ скульптора, находящиеся в музее. Экскурсия включает в себя большой материал, рассказывающий о том, каким человеком была А.С.Голубкина, как складывалась ее жизнь и творчество, как связаны они были с Зарайском.
Адрес: 140600, Московская область, г. Зарайск, ул. Дзержинского, 38
Достопримечательности Зарайского района
Православные храмы
На территории сельского поселения Струпненское находятся 4 православных храма:
1. д. Струпна — Преображенская церковь (1676 г.), памятник федерального значения.
2. д. Журавна — Спасо-Преображенская церковь (1710 г.) — восстанавливается.
3. д. Моногарово — Свято-Духовская церковь (1763 г.) — памятник федерального значения, в 2008 году началась её реконструкция.
4. д. Верхнее-Маслово — Никольская церковь (1766 г.) — восстанавливается.
Во всех церквях в настоящее время проводятся богослужения.
Археологические памятники
- д. Дятлово-2 — селище 11-13 вв., левый берег Безымянного ручья, 1988 АКР-43
- д. Дятлово-2 — курганный могильник 11-13 вв, правый берег р. Незнанка, 1956 АКР-58
- д. Якшино — поселение, неолит, эпоха бронзы, левый берег р. Незнанка, 1988 АКР-58
- д. Струпна, местонахождение 1 неолит, левый берег р. Осетр, 1933 АКР-58
- Устье р. Незнанка, мост на бывшем Астраханском тракте, 18 вв, в/в
- д. Федоровка — курганный могильник, левый берег р. Журавка, 1933 АКР-58
- д. Даровое — древний славянский могильник (древнее славянское кладбище), 1993, архив В. И. Поляничева.
Монументальные памятники
- Мемориал в д. Назарьево в честь Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза К. А. Мерецкова. Бетон, металл. Автор художник Е. П. Шишков. Открыт 4 июня 1987 г.
- Мемориал в с. Чулки-Соколово в память о погибших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 воинах-земляках. Бетон, металл, мозаика. Автор-художник Е. П. Шишков. Открыт 9 мая 1975 г.
- Памятник великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. Металл, гранит. Авторы – скульптор, заслуженный художник России Ю. Ф. Иванов, архитектор, заслуженный архитектор России, профессор Н. А. Ковальчук, памятник воздвигнут на средства гражданина России Б. В. Писарева. Открыт 25 сентября 1993 года.
- Мемориальная доска в честь Ф. М. Достоевского на флигеле в Даровом. Текст гласит: «В этом доме провел детские годы великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский». Мрамор. Открыта в 1962 г.
- Памятник Воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. в д. Журавна. Установлен в 2001 году.
- Братское захоронение воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. на Егорьевском кладбище.
- Памятники на могилах неизвестным солдатам на Струпненском и Верхне-Масловском кладбищах.
- Могила рядового А. Б. Жаворонкова, погибшего в Чечне, на Моногаровском кладбище.
- Памятник Воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. в д. Алферьево. Установлен в мае 2010 года.