Зарайск, все о достопримечательностях города
Историко-архитектурный, художественный и археологический музей "Зарайский Кремль"
Считается одним из крупнейших музеев юго-востока Подмосковья.
В собрание музея входят коллекции живописи, скульптуры, графики, прикладного и декоративного искусства России, Западной Европы, Японии и Китая. Русская живопись XVIII - нач. ХХ вв. представлена работами И.Репина, Л.Бакста. Живопись и графика советского периода представлены работами Ф.Д.Константинова, М.Абакумова. Среди произведений западноевропейской живописи имена художников А.Молинари, И.Барду. Декоративное и прикладное искусство включает образцы русской и западноевропейской мебели XVII - нач. ХХ вв., образцы русского и западноевропейского, китайского и японского фарфора, стекла и бронзы. В коллекцию тканей включены образцы народной вышивки, кружева, ткачества, предметов крестьянской одежды Рязанской губернии, городского костюма к. XIX - нач. ХХ вв.
И жемчужина Зарайска - единственный сохранившийся полностью в Подмосковье боевой кремль XVI в., возле него - уникальная стоянка палеолита.
Часы работы музея Зарайска:
Музей открыт ежедневно с 9.00 до 18.00,
прием посетителей с 10.00 до 18.00 (касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Тел. – 8 (496 66) 7-30-72; тел/факс - 8 (496 66) 2- 56-15
Голгофа на Белом колодце
Источник "Белый Колодец" — часовня и купальня на месте встречи в 1225 году удельным князем Феодором Юрьевичем чудотворной иконы святого Николая (Николы Зарайского), которая до 1918 года хранилась в Никольском соборе.
Никольская часовня над Белым колодцем
Святой источник на северо-западной окраине Зарайска, на правом берегу Осетра, с чистейшей родниковой водой. 29 июля 1225г.(XIII в.) здесь состоялась передача Чудотворной иконы св. Николы Заразского, доставленной из Корсуня священником Евстафием.
На протяжении почти 8 столетий город жил и развивался под духовным покровительством Николы Заразского. Поклонитсься Чудотворной иконе приходили и приезжали со всей России: крестьяне и ремесленники; торговцы и военные, деятели культуры и искусства, а также Великие Московские князья – Иван III, Василий III, и Иван IV Грозный, Александр II, и др.
1 августа 2002г. был открыт вновь восстановленный святой источник «Белый колодец», была возведена надкладезная Никольская часовня над Белым колодцем, Купальня, благоустроена заповедная зона. Святой источник «Белый колодец» освящён митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Чудотворная икона Николы Заразского – Зарайская святыня, в 1996г. была вывезена в Москву в центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва на реставрацию, и до настоящего времени, находится там. Силами зарайской общественности принимаются меры по её возвращению.
В величественных образах крепостных сооружений, созданных в период становления и укрепления Русского централизованного государства, так же, как в облике столпа Ивана Великого или в облике храма Василия Блаженного, получила яркое воплощение идея борьбы русского народа за национальную независимость и за государственное единство страны. Поэтому поражающие нас монументальностью форм, строгой пропорциональностью объемов и выразительностью художественного образа оборонительные сооружения древней Руси входят в историю зодчества наряду с различными культовыми и гражданскими постройками. При этом многие из них по своим художественным, архитектурным и конструктивным качествам вполне сравнимы с лучшими образцами русской архитектуры.
Развитие русского крепостного зодчества было связано с развитием строительной и военной техники. Не было обособлено русское крепостное зодчество и от других видов архитектуры. В деревянных гражданских, культовых и военных постройках, созданных одними и теми же плотничьими артелями, всегда существовала естественная и закономерная общность композиционно-художественных и архитектурно-конструктивных приемов. Подобная общность была присуща и каменной архитектуре. Воздвигавшиеся теми же зодчими и архитекторами, теми же строительными бригадами, которые сооружали на Руси культовые и гражданские постройки, каменные военно-оборонительные сооружения оказывали влияние на архитектуру других каменных построек, многие из которых получали элементы, присущие оборонительным сооружениям. Наконец, общность существовала между деревянным и каменным зодчеством. Эта общность предрешила природу башнеобразной композиции храма, который явился «производной от крепостных башен, а также высоких повалуш и златоверхих теремов деревянных хором», и предопределила происхождение шатровых храмовых завершений, возникших на основе шатровых покрытий крепостных башен.
После внутренних княжеских усобиц 1425-1453 гг. общая обстановка на Руси резко меняется. Во второй половине XV в. происходит быстрое экономическое развитие русских земель. Расширение ремесла и общественное разделение труда вызывают интенсивное общение между отдельными областями. Усиливаются связи Московского княжества с соседними странами. Вместе с этим происходит усиленный рост русских городов. Все это способствует быстрому политическому сплочению страны. Наступает период решительной ликвидации княжеских уделов, укрепляется новый политический строй и формируется сильная централизованная власть.
Параллельно устанавливается и национальная независимость; «покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига». В 1480 г., ровно через сто лет после знаменитой Куликовской битвы, уничтожаются последние остатки зависимости от татарского хана. Московское княжество превращается в крупное национальное государство.
В основном же объединительный процесс заканчивается на Руси в начале XVI в., когда Новгородская боярская республика и великое княжество Тверское, являвшиеся последними крупными образованиями эпохи феодальной раздробленности, были уже в составе основной государственной территории, а Псков и великое княжество Рязанское - приведены в полное повиновение Ивану III. В образовании Русского централизованного государства не малую роль сыграла и политическая обстановка того времени; не прекращавшиеся войны на огромном протяжении восточных, южных и западных границ также требовали создания на Руси крупного централизованного государства, способного противостоять нашествиям со стороны Польши и Литвы на западе, Ливонского ордена на северо-западе, Казанского ханства на востоке и Большой орды и Крыма на юге.
Крупнейшие явления в общественном развитии Руси, приведшие к образованию единого централизованного государства, создали условия для широкой строительной деятельности и в Москве, и за ее пределами, а возросшее материальное состояние страны дало возможность широко применять в строительстве такие виды материалов, как камень и кирпич. В связи с этим по всей русской земле создается много новых архитектурных сооружений. Эти сооружения прославляют русскую землю, отражают идеи национального единства, символизируют мощь государства и отвечают патриотическому чувству народа.
В обстановке всеобщего патриотического подъема на Руси во второй половине XV в. и в начале XVI в. строились не только гражданские и культовые здания. Необходимость сдерживать натиск внешних врагов почти со всех сторон резко расширила фронт военных действий.
В конце XV в. оборонительное строительство началось не только в столице. В то время в системе татарских государств, образовавшихся после распада Золотой Орды, главным противником Москвы стало Казанское ханство, возникшее на Среднем Поволжье в первой половине XV в. Поэтому опасность нападения на Москву появилась и с востока.
Закрывая путь крымцам на Москву, Василий III в 1507 г. закладывает в Туле каменный кремль. В 1525 г. по распоряжению правительства развертываются большие работы по укреплению пограничной Коломны. Проводившаяся на базе старых деревянных укреплений, она длилась шесть лет и в 1531 г. была полностью закончена.
Вместе с Коломной был укреплен и Зарайск, ставший ее передовым форпостом. В 1528 г. «заложи князь великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу чудотворца Заражского». Автор коломенского эпизода повести о Николе Заразском рассказывает, что Василий III, удивленный чудодейственным перемещением иконы Николы Заразского из Коломны на свое прежнее место в Зарайск, пообещал выстроить для этой иконы «церковь и ограду камену», что и было осуществлено им вскоре. В результате этого на высоком берегу реки Осетр был выстроен каменный кремль, значительно меньше Коломенского, но также отвечавший требованиям военно-инженерного искусства первой половины XVI в. Его постройка обусловливалась, конечно, не религиозными побуждениями Василия III, а необходимостью укрепления русских земель.
Историко-архитектурный, художественный и археологический музей "Зарайский кремль"
В собрание музея входят коллекции живописи, скульптуры, графики, прикладного и декоративного искусства России, Западной Европы, Японии и Китая. Русская живопись XVIII - нач. ХХ вв. представлена работами И.Репина, Л.Бакста. Живопись и графика советского периода представлены работами Ф.Д.Константинова, М.Абакумова. Среди произведений западноевропейской живописи имена художников А.Молинари, И.Барду. Декоративное и прикладное искусство включает образцы русской и западноевропейской мебели XVII - нач. ХХ вв., образцы русского и западноевропейского, китайского и японского фарфора, стекла и бронзы. В коллекцию тканей включены образцы народной вышивки, кружева, ткачества, предметов крестьянской одежды Рязанской губернии, городского костюма к. XIX - нач. ХХ вв.
Адрес: 140600, Московская область, г. Зарайск, пл. Революции, 2
Музей "Усадьба Ф.М.Достоевского в д. Даровое"
Музей находится в селении Даровое, которое было приобретено отцом Ф.М.Достоевского для летнего отдыха семьи. Даровое - живописный уголок Подмосковья. Рядом с музеем небольшой лесной массив, который в память о писателе до наших дней называют "Фединой рощей". Экспозиция расположена в деревянном флигеле, принадлежавшем когда-то Достоевским. В экспозицию вошли копии писем и фотографий. Рядом с музеем - памятник Ф.М.Достоевскому работы Ю.Ф.Иванова.
Адрес: 140600, Московская область, Зарайский р-он, д. Даровое
Дом-музей скульптора А.С.Голубкиной
Дом-музей А.С.Голубкиной был открыт в 1974 г. Музейная экспозиция расположена в доме, который принадлежал семье Голубкиных, где выдающийся скульптор родилась, долгие годы жила и работала, а в 1927 г. умерла. Экспозиция включает в себя личные вещи, копии фотографий и документов, повествующих о жизненном и творческом пути скульптора. Музейное собрание составляют подлинные фотографии, письма, работы Голубкиной, наиболее значительные из них - ваза "Туман" и "Портрет императора Александра II". Представление о творческой деятельности Голубкиной дают копии работ скульптора, находящиеся в музее. Экскурсия включает в себя большой материал, рассказывающий о том, каким человеком была А.С.Голубкина, как складывалась ее жизнь и творчество, как связаны они были с Зарайском.
Адрес: 140600, Московская область, г. Зарайск, ул. Дзержинского, 38
Достопримечательности Зарайского района
Православные храмы
На территории сельского поселения Струпненское находятся 4 православных храма:
1. д. Струпна — Преображенская церковь (1676 г.), памятник федерального значения.
2. д. Журавна — Спасо-Преображенская церковь (1710 г.) — восстанавливается.
3. д. Моногарово — Свято-Духовская церковь (1763 г.) — памятник федерального значения, в 2008 году началась её реконструкция.
4. д. Верхнее-Маслово — Никольская церковь (1766 г.) — восстанавливается.
Во всех церквях в настоящее время проводятся богослужения.
Археологические памятники
- д. Дятлово-2 — селище 11-13 вв., левый берег Безымянного ручья, 1988 АКР-43
- д. Дятлово-2 — курганный могильник 11-13 вв, правый берег р. Незнанка, 1956 АКР-58
- д. Якшино — поселение, неолит, эпоха бронзы, левый берег р. Незнанка, 1988 АКР-58
- д. Струпна, местонахождение 1 неолит, левый берег р. Осетр, 1933 АКР-58
- Устье р. Незнанка, мост на бывшем Астраханском тракте, 18 вв, в/в
- д. Федоровка — курганный могильник, левый берег р. Журавка, 1933 АКР-58
- д. Даровое — древний славянский могильник (древнее славянское кладбище), 1993, архив В. И. Поляничева.
Монументальные памятники
- Мемориал в д. Назарьево в честь Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза К. А. Мерецкова. Бетон, металл. Автор художник Е. П. Шишков. Открыт 4 июня 1987 г.
- Мемориал в с. Чулки-Соколово в память о погибших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 воинах-земляках. Бетон, металл, мозаика. Автор-художник Е. П. Шишков. Открыт 9 мая 1975 г.
- Памятник великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. Металл, гранит. Авторы – скульптор, заслуженный художник России Ю. Ф. Иванов, архитектор, заслуженный архитектор России, профессор Н. А. Ковальчук, памятник воздвигнут на средства гражданина России Б. В. Писарева. Открыт 25 сентября 1993 года.
- Мемориальная доска в честь Ф. М. Достоевского на флигеле в Даровом. Текст гласит: «В этом доме провел детские годы великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский». Мрамор. Открыта в 1962 г.
- Памятник Воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. в д. Журавна. Установлен в 2001 году.
- Братское захоронение воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. на Егорьевском кладбище.
- Памятники на могилах неизвестным солдатам на Струпненском и Верхне-Масловском кладбищах.
- Могила рядового А. Б. Жаворонкова, погибшего в Чечне, на Моногаровском кладбище.
- Памятник Воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. в д. Алферьево. Установлен в мае 2010 года.